Князь Игорь (опера)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2014; проверки требуют 6 правок.
Князь Игорь | |
Эскиз костюма князя Игоря - К.Коровин, 1909 | |
Композитор | А. П. Бородин |
---|---|
Автор(ы) либретто | А. П. Бородин, В. В. Стасов |
Источник сюжета | «Слово о полку Игореве» SLOVO |
Количество действий | 4 действия с прологом |
Первая постановка | 1890 |
Место первой постановки | Мариинский театр |
Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.
18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.
Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты)[1]. Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев» второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и Половецкой девушки
Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта — партитура для оркестра с участием тенора Ерошки, баса Скулы и хора.
Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.
Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.
Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» — полностью опера Александра Порфирьевича Бородина" — из книги А. Майкапара[2][3]. Насколько это справедливо, можно судить, сравнив редакцию Римского-Корсакова и Глазунова с недавно изданной авторской редакцией оперы[4].
Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
В прессе встречается мнение[5] (основанное на работе Павла Александровича Ламма по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» — в большой степени легенда и что вместо того, чтобы только оркестровать часть номеров, Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки.
Игорь Святославич, князь Северский
(баритон)
Владимир Игоревич, его сын от первого брака
(тенор)
- Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас)
- Кончак, половецкий хан (бас)
- Кончаковна, его дочь (контральто)
- Гзак, половецкий хан (без речей)
- Овлур, крещёный половчанин (тенор)
- Ерошка, гудошник (тенор)
- Скула, гудошник (бас)
- Половецкая девушка (сопрано)
- Няня Ярославны (сопрано)
- русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые
Краткое содержание
См. текст либретто на «Викитеке».Действие происходит в Путивле (пролог, 1-е и 4-е действие) и в половецком стане (2-е и 3-е действие) в 1185 году.
Пролог
Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода (хор «Солнцу красному слава!»).Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Он обходит ряды дружинников и ратников.
Два гудочника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие. Они решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить сытно и пьяно.
Приходят прощаться княгини и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что ему велят идти в поход долг и честь. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот в небольшом монологе рассказывает, как помог ему Игорь в трудную минуту, и обещает отплатить услугой за услугу.
Из собора выходит старец и благословляет Игоря и рать. Вновь звучит хор народа.
Первое действие, первая картина
Князь Владимир Галицкий пирует в своем тереме, мечтая «на Путивле князем сести» (ария «Грешно таить...», а сестру (Ярославну) отправить в монастырь - «за спасение души моей радеть».
Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они просят отпустить её (хор «Ой, лихонько, ой горюшко»). Князь говорит, что девушке у него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.
Картина вторая
Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и тоскливо ей сейчас, как она страдает.Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.
Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу, как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает, что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся, что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.
Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине (хор «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими у ворот встречать врагов») . Женщины горестно причитают.
Второе действие
Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине «Меркнет свет дневной».Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.
Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца, влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, негой воздух полон, Там под говор моря дремлют горы в облаках. Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зелёных; И сладкий виноград растёт. Там тебе привольней, песня… Ты туда и улетай! |
Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш.
Третье действие
Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его песней «Наш меч дал нам победу», в которой поёт о победах половцев над русским войском и, в частности, о сожжении Путивля. Кончак устраивает пир для половцев, сам уходит на совет с ханами, а пленников приказывает хорошо сторожить.Остаётся отряд сторожевых. Они хором славят ханов и предупреждают, что всегда догоняют беглецов. Затем они начинают плясать и падают один за другим. Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь соглашается.
В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.
Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают погоню за князем, Владимира же они хотят убить. Кончаковна не желает отдавать его. Появляются Кончак и ханы и узнают о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на месте Игоря. Он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников, но Кончак не соглашается. Он объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.
Четвёртое действие
Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.
На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.
Структура оперы
- Это сортируемая таблица. Нажмите на название столбца, чтобы рассортировать содержащуюся в нём информацию.
- Нумерация соответствует традиционному Беляевскому изданию (Римского-Корсакова/Глазунова).
- Указаны годы сочинения, но не оркестровки. Если даты отличаются более, чем на год, это может означать перерыв в сочинении или пересмотр и сочинение новой версии.
- В №1 (Пролог), Сцена затмения (301 такт) оркестрована Римским-Корсаковым и остальное Бородиным. При публикации партитуры Римским-Корсаковым были внесены изменения в оркестровку всех номеров, изначально оркестрованных Бородиным.
№ | Акт | Название части | Начато | Окончено | Композитор | Оркестровщик |
---|---|---|---|---|---|---|
– | – | Увертюра | 1887 | 1887 | Глазунов | Глазунов |
1 | – | Пролог: Интродукция | 1876 | 1885 | Бородин | Бородин* |
2a | Акт 1, Сцена 1 | Сцена у Вл. Галицкого: Хор | 1875 | 1875 | Бородин | Римский-Корсаков |
2b | Акт 1, Сцена 1 | Речитатив и песня Вл. Галицкого | 1879 | 1879 | Бородин | Бородин |
2c | Акт 1, Сцена 1 | Речитатив Вл. Галицкого | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
2d | Акт 1, Сцена 1 | Хор девушек и сцена | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
2e | Акт 1, Сцена 1 | Сцена: Скула, Ерошка | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
2f | Акт 1, Сцена 1 | Княжья песня в честь Вл. Галицкого: Скула, Ерошка | 1878 | 1878 | Бородин | Римский-Корсаков |
2g | Акт 1, Сцена 1 | Хор | n.a. | n.a. | Бородин | Римский-Корсаков |
3 | Акт 1, Сцена 2 | Ариозо Ярославны | 1869 | 1875 | Бородин | Римский-Корсаков |
4 | Акт 1, Сцена 2 | Сцена Ярославны с девушками | 1879 | 1879 | Бородин | Бородин |
5 | Акт 1, Сцена 2 | Сцена Ярославны с Вл. Галицким | 1879 | 1879 | Бородин | Римский-Корсаков |
6 | Акт 1, Сцена 2 | Финал 1-го действия: Ярославна, Галицкий, Хор | 1879 | 1880 | Бородин | Римский-Корсаков |
7 | Акт 2 | Хор половецких девушек | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
8 | Акт 2 | Пляска половецких девушек | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
9 | Акт 2 | Каватина Кончако́вны | 1869 | 1869 | Бородин | Бородин |
10 | Акт 2 | Сцена и хор: Кончаковна, хор | 1887 | 1887 | Римский-Корсаков / Глазунов | Римский-Корсаков / Глазунов |
11 | Акт 2 | Речитатив и каватина Владимира Игоревича | 1877 | 1878 | Бородин | Бородин |
12 | Акт 2 | Дуэт Кончаковны и Владимира | 1877 | 1878 | Бородин | Римский-Корсаков |
13 | Акт 2 | Ария князя Игоря | 1881 | 1881 | Бородин | Римский-Корсаков |
14 | Акт 2 | Сцена Игоря с Овлуром | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
15 | Акт 2 | Ария хана Кончака | 1874 | 1875 | Бородин | Бородин |
16 | Акт 2 | Речитатив, хор и сцена: Игорь, Кончак | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
17 | Акт 2 | Половецкая пляска с хором | 1869 | 1875 | Бородин | Бородин / Римский-Корсаков / Лядов |
18 | Акт 3 | Половецкий марш | 1869 | 1875 | Бородин | Бородин / Римский-Корсаков |
19 | Акт 3 | Песня хана Кончака | — | — | Глазунов | Глазунов |
20 | Акт 3 | Речитатив, хор и сцена | — | — | Бородин | Глазунов |
22 | Акт 3 | Речитатив: Овлур, Игорь | 1888 | 1888 | Глазунов | Глазунов |
23 | Акт 3 | Трио: Игорь, Владимир, Кончаковна | — | 1888 | Бородин / Глазунов | Глазунов |
24 | Акт 3 | Финал 3-го действия: Кончаковна, Кончак, хор | 1884 | — | Бородин / Глазунов | Глазунов |
25 | Акт 4 | Плач Ярославны | 1875 | 1875 | Бородин | Бородин |
26 | Акт 4 | Хор | 1879 | 1879 | Бородин | Бородин |
27 | Акт 4 | Речитатив и дуэт Ярославны и Игоря | 1876 | 1876 | Бородин | Римский-Корсаков |
28 | Акт 4 | Песня Гудочников сцена и хор | — | — | Бородин | Римский-Корсаков |
29 | Акт 4 | Заключительный хор: Скула, Ерошка, хор | — | — | Бородин | Бородин / Римский-Корсаков |
Популярные фрагменты
- «Солнцу красному слава!» (хор)
- «Только б мне дождаться чести» (песня Галицкого)
- «Ой, лихонько» (хор девушек)
- «Что у князя Володимира» (песня скоморохов)
- «Немало времени прошло с тех пор» (ариозо Ярославны)
- «Мужайся, княгиня» (хор бояр)
- «Нам, княгиня, не впервые» (хор бояр)
- «Меркнет свет дневной» (каватина Кончаковны)
- «Медленно день угасал» (каватина Владимира)
- «Ни сна, ни отдыха измученной душе» (ария Игоря)
- «Здоров ли, князь?» (ария Кончака)
- «Улетай на крыльях ветра» (хор невольниц)
- «Ах, плачу я» (плач Ярославны)
- «Ох, не буйный ветер завывал» (хор поселян)
- «Знать, Господь мольбы услышал» (хор поселян)
Постановки
- Первая постановка 23 октября 1890, Мариинский театр (дирижёр Кучера, художники Янов, Андреев, Бочаров, балетмейстер Иванов; Игорь — Мельников, Ярославна — Ольгина, Кончак — Корякин, Кончаковна — Славина, Половецкая девушка — Долина, Скула — Стравинский, Ерошка — Угринович).
- 1892 — Русское оперное товарищество под упр. И. П. Прянишникова, Москва (дирижёр Прибик; Игорь — Гончаров, Ярославна — Цветкова, Владимир — Михайлов, Кончак — Антоновский).
- 1898 — Большой театр (дирижёр Авранек; Игорь — Хохлов, Ярославна — Дейша-Сионицкая, Владимир — Собинов, Галицкий — Власов, Кончак — Трезвинский, Кончаковна — Азерская, Овлур — Успенский, Скула — Тютюнник, Ерошка — Михайлов-Стоян), в 1904 — там же (дирижёр Рахманинов), в 1914 — там же (худ. Коровин).
- 1915 — Мариинский театр (дирижёр Малько, балетмейстер Фокин; Игорь — Андреев, Галицкий — Шаляпин, Ярославна — Ермоленко-Южина).
Советское и постсоветское время
- 23 апреля 1920, Большой театр (дирижёр Голованов, режиссёр Санин, художник Коровин, балетмейстер Горский).
- 13 декабря 1923 — Петроградский театр оперы и балета (дирижёр Дранишников, худ. Коровин; Игорь — Андреев, Владимир — Большаков, Кончак — Боссе, Кончаковна — Мшанская),
- 1944 — Большой театр (дирижёр Мелик-Пашаев, режиссёр Лосский, художник Федоровский, балетмейстер Голейзовский; Игорь — Батурин, Ярославна — Панова, Владимир — Козловский, Галицкий — Пирогов, Кончак — Михайлов, Кончаковна — Давыдова);
- 1953 — там же (дирижёр Жуков, постановка Баратова; Игорь — Ал. Иванов, Ярославна — Покровская, Галицкий — Пирогов, Кончак — Михайлов, Кончаковна — Гагарина, Владимир — Кильчевский).
- 1954 — Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин, постановка Соковнина, балетмейстеры Фокин и Лопухов);
- 1962 — Кремлёвский Дворец съездов (спектакль Большого театра, дирижёр Светланов, режиссёр Баратов).
- 1978 - Красноярский государственный театр оперы и балета. Премьерой этой оперы А. Бородина 20 декабря 1978 года был открыт первый сезон театра.
- XX—XXI вв — Пермский театр оперы и балета
- 2009 - Новосибирский театр оперы и балета. Режиссер-постановщик – Тимофей Кулябин, дирижер-постановщик – Евгений ВОЛЫНСКИЙ, художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной Премии России Игорь ГРИНЕВИЧ.
- 2011 — Самарский академический театр оперы и балета (Режиссер-постановщик - народный артист России Юрий Александров, дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко, художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев).
- 2011 — опера впервые прозвучала в авторской редакции со сцены Московского международного дома музыки в исполнении коллектива театра "Геликон-Опера".
- 2013 - Красноярский государственный театр оперы и балета. Премьера 28, 29 и 30 июня 2013 года в честь 35-ти летнего юбилея театра. (Либретто — Александра Бородина (при участии Владимира Стасова), основанное на «Слове о полку Игореве», в редакции заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц, Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Анатолий Чепурной, Режиссер-постановщик — заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц, Художник-постановщик — действительный член Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи, Хормейстер — Дмитрий Ходош).
Известные аудиозаписи
- 1941 — Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия» (СССР).
- Исполнители: Игорь Святославич, князь Северский — Александр Батурин; Ярославна — Софья Панова; Владимир Игоревич — И. С. Козловский; князь Галицкий — А. С. Пирогов; Кончак — М. Д. Михайлов; Кончаковна — Н. А. Обухова
- 1951 — Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия» (СССР).
- Исполнители: князь Игорь — А. А. Иванов; Ярославна — Е. Ф. Смоленская; Кончак — М. О. Рейзен; князь Галицкий — А. С. Пирогов; Кончаковна — В. И. Борисенко; Владимир Игоревич — С. Я. Лемешев
- Исполнители: князь Игорь — Д. Попович; Ярославна — В. Гейбалова; Владимир Игоревич — Н. Жунец; князь Галицкий — Д. Попович; Кончак — Д. Попович; Кончаковна — М. Бугаринович.
- 1966 — Дирижёр Ежи Семкув, хор и оркестр Софийской оперы, EMI (Болгария).
- Исполнители: князь Игорь — К. Черкерлийский, Ярославна — Дж. Вайнер, Владимир Игоревич — Т. Тодоров, князь Галицкий и Кончак — Борис Христов; Кончаковна — Р. Пенкова.
- 1969 — Дирижёр М. Ф. Эрмлер, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия» (СССР).
- Исполнители: князь Игорь — И. И. Петров; Ярославна — Т. Ф. Тугаринова; Владимир Игоревич — В. А. Атлантов; Кончак — А. Ф. Ведерников; Кончаковна — Е. В. Образцова; князь Галицкий — А. А. Эйзен; Скула — В. В. Ярославцев; Ерошка — К. И. Басков
- 1990 — Дирижёр Эмил Чакыров, хор и оркестр Софийской оперы, Sony (Болгария).
- Исполнители: князь Игорь — Б. Мартинович; Ярославна — С. Евстатьева; Владимир Игоревич — К. Калудов; князь Галицкий — Н. Гюзелев; Кончак — Николай Гяуров; Кончаковна — А. Милчева-Нонова.
- 1995 — Дирижёр Валерий Гергиев, хор и оркестр Мариинского театра, Philips (Россия).
- Исполнители: князь Игорь — Михаил Кит; Ярославна — Г. Горчакова; Владимир Игоревич — Гегам Григорян; князь Галицкий — В. Огновенко; Кончак — Б. Минжелкиев; Кончаковна — Ольга Бородина.
Фильмография
- 1969 — Режиссёр Роман Тихомиров, дирижёр Г.Проваторов, балет, хор и оркестр Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова
- Исполнители: князь Игорь — Борис Хмельницкий (поет Владимир Киняев); Ярославна — Нелли Пшенная (поет Тамара Милашкина); Владимир Игоревич — Борис Токарев (поет Виргилиус Норейка); князь Галицкий — Александр Сластин (поет Валерий Малышев); Кончак — Бимболат Ватаев (поет Евгений Нестеренко); Кончаковна — Инвета Моргоева (поет Ирина Богачёва).
Факты
- В сериале BBC об Эркюле Пуаро с Дэвидом Суше в главной роли по мотивам рассказа Агаты Кристи «Коробка шоколада», вышедшем на экраны в 1993 году, мадемуазель Вирджиния Менар уводит одного подозреваемого из его дома слушать оперу «Князь Игорь», чтобы Пуаро мог обыскать его дом. В эпизоде в Брюссельском оперном театре как раз слышны слова «Идём мы с надеждой на Бога…».
- В художественном фильме «Пятый элемент» (1997) сцена с выступлением Дивы Плавалагуны состоит из нескольких музыкальных оперных партий, одна из которых (последний фрагмент) является обработкой половецких плясок.
- Церемония открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи не обошлась без музыки из оперы. В частности, использовались музыка из хора невольниц "Улетай на крыльях ветра".
- В 1997 году вышел сингл Prince Igor записанный американским рэпером Warren G и норвежской оперной певицей Sissel, ставший хитом в 1998 году и неоднократно занимавший высокие места в европейских хит-парадах. В качестве припева в данной композиции исполняется сольный вариант хора «Улетай на крыльях ветра»
- В Новосибирском театре оперы и балета опера идет в укороченном варианте без третьего акта, пролог и первый акт идут без антракта[6]. Это сделано для того, чтобы сократить время спектакля, который начинается в 18:30 по местному времени.
- В 2009 году вышел сингл группы Ария «Поле битвы» в котором второй композицией является инструментальная обработка Владимира Холстинина «На крыльях ветра»[7]
Примечания
- ↑ Русская музыкальная газета, 1896 № 3, ст. 155-160
- ↑ Опера Александра Бородина «Князь Игорь» / А. Майкапар. — М.
- ↑ А. Майкапар «Шедевры русской оперы». — 100 великих опер и их сюжеты. — М.: «Крон-ПРЕСС», 1998. — 864 с. — ISBN 5-232-00900-1
- ↑ А.П. Бородин "Князь Игорь", клавир авторской редакции. Издание подготовлено А.В. Булычевой. М., "Классика-XXI", 2012. ISMN 979-0-706365-44-2
- ↑ Булычева А., Козырев А. Услышат ли «Князя Игоря»? — Российская газета, 26 октября 2010 г.
- ↑ Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета
- ↑ Официальный сайт группы «Ария»
Литература
- Игорь Глебов Письмо о русской опере. «Князь Игорь» // Еженедельник Петроградских государственных академических театров : журнал. — 1922. — № 6.
- Г.Л. Головинский «Князь Игорь» А. Бородина. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — 85 с.
- В.Коршиков Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
No comments:
Post a Comment